Ru-pole.ru

Агро Журнал "RU Поле"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формула цветка 25 популярных семейств с таблицей и фото!

Формула цветка семейств – ТОП-25!

«Праздник цветов» представляет формулы цветков семейств из классов Однодольных и Двудольных растений отдела Покрытосеменные (Цветковые). Мы выбрали семейства, обязательные к изучению в школе, техникуме или институте, а также наиболее распространенные в целом.

Семейства расположены в алфавитном порядке по своему названию. Формулы цветка взяты из нескольких источников: учебник биологии для шестого или седьмого класса, «Википедия» и научные работы ботаников, том числе те, на которые ссылаются в статьях на сайте «Wikipedia».

Условные обозначения

Формула цветка – это план строения цветка, выраженный при помощи знаков, букв и цифр в определенной последовательности. Для легкости восприятия будут описаны только те, символы, которые есть в указанных цветочных формулах!

Перед буквенными обозначениями записывается пол и симметрия цветка.

Пол♂ — мужской (содержит только тычинки)

♀ — женский (только плодолистики)

— обоеполый (тычинки и плодолистики)

Симметрия✽- правильный или актиноморфный цветок (несколько плоскостей симметрии)

↑ — неправильный или зигоморфный цветок (одна плоскость симметрии)

Буквенные обозначения взяты из названий частей цветка из латинского или русского языка (латинский алфавит или кириллица). После них указывается количество членов, составляющих отдельные круги (мутовки) цветка (число тычинок, плодолистиков и т.д.).

ЛатыньКириллицаЗначение
PОпростой околоцветник (perigonium). Цифрами указывают число лепестков.
Са или КЧчашечка (calyx), число чашелистиков
Co или CВ или Лвенчик (corolla), число лепестков
AТандроцей (androceum), число тычинок
G или QПгинецей (пестик) (gynoeceum), число плодолистиков

Внимание! На кириллице иногда, например, в учебниках по биологии для 6, 7 класса, в формуле цветка с простым околоцветником указывают – «Л», а не «О», как принято. Если вам снизили балл или не зачли ответ именно по этой причине, то вы можете доказать учителю свою правоту.

Схема

Таким образом, схема формулы цветка будет иметь такую структуру и последовательность.

  1. Простой околоцветник: Симметрия – Пол – P – A– G.
  2. Двойной околоцветник: Симметрия – Пол – Ca – Co – A– G.

Важно! В некоторых источниках, сначала указывают пол цветка, а не его симметрию, но в большинстве научных работ именно симметрия записана в начале формулы.

Знаки

  • + – ставят когда у цветка однородные части расположены кругами. Пример: два круга тычинок по две в каждом круге – 2+2.
  • ( ) – значит, что члены круга срослись.
  • 0 – отсутствие членов круга.
  • ∞ – количество частей цветка у одного и того же вида непостоянно или слишком много (обычно больше 12).
  • Черта под количеством плодолистиков – завязь верхняя, а черта над числом – завязь нижняя так как околоцветник на вершине завязи.

Внимание! Поскольку символ обоеполого цветка отсутствует в текстовых редакторах, мы записали его так ♂♀, а вы не забудьте написать его правильно.

Однодольные

Амариллисовые, п/с Луковые

Кириллица: популярный ответ в интернете – Л(6) Т(6) П(1), по википедии – О3+3 Т3+3 П(3)

Злаки (Злаковые, Мятликовые)

Лилейные (Лилиевые)

Осоковые

Двудольные (Магнолиопсиды)

Амарантовые, п/с Маревые (Лебедовые)

Астровые (Сложноцветные)

Источник 3: ✽Ca Co(5) A(5) G(2) + черта над двойкой со скобками (трубчатый цветок), ↑♂♀Ca Co(5) A(5) G(2) + черта над двойкой со скобками(язычковый цветок), ↑Ca0 или (2), или ∞ Co(3) A G(2) + черта над двойкой со скобками (краевой ложноязычковый), ↑Ca0∞ Co(6-9) A G0 + черта над нулём(краевой воронковидный).

Источник 4: ✽♂♀Ca Co(5) A(5) G(2) + черта над двойкой в скобках(трубчатый цветок, который считается исходной формой). ↑♂♀Ca Co(5) A(5) G(2) + черта над двойкой в скобках(язычковый цветок). ↑♀Ca Co(5) A(0) G(2) + черта над двойкой в скобках (ложноязычковый цветок). ↑Ca Co(5)-(7) A G (воронковидный цветок).

Берёзовые

Бобовые (Мотыльковые)

Учебник биологии: формула цветка большинства мотыльковых растений – ↑Ч(5) Л1+2+(2) Т(9)+1 П1

Буковые

Бурачниковые

Википедия: ♂♀✽Ca(5) Co(5) A5 G(2) , реже ↑ – источник 2. По источнику 3 эта же формула у окопника лекарственного.

Вересковые (Эриковые)

Источник 3: ✽Ca(5) Co(5) A5+5 G(5) + черта над пятёркой в скобках – черника обыкновенная, ✽Ca(4) Co(4) A4+4 G(4)+ черта над четвёркой в скобках – клюква и брусника.

Гвоздичные (Гвоздиковые)

Гречишные (Гречиховые, Спорышевые)

Википедия: ✽Ca6-3 A3+3 G(3) (источник 2) или ✽♂♀P(5-6) A3-9 or 3+3 G(2-4) (источник 7).

Зонтичные (Сельдерейные, Сельдереевые)

Ивовые

Кипрейные (Ослинниковые)

Колокольчиковые

Источник 3: ✽Ca(5)Co(5)A5 G(3) + черта над тройкой в скобках – колокольчик круглолистный.

Крестоцветные (Капустные)

Википедия: ✽Ca44 A2+4 G(2) (источник не указан, но эта же формула указана в источнике 4)

Лютиковые

Норичниковые

Маковые

Источник 3: вид Мак самосейка – ✽Ca2 Co2+2 A G(∞) , Чистотел большой (весенний) – ✽Ca2 Co2+2 A G(2) (также источник 5)

Мальвовые

Википедия: типовой вид Мальва лесная – ✽Ca3+(5) Co5 А G(∞) (источник 3), типового рода Мальва семейства Мальвовые. П/с Стеркулиевые: ✽Ca(5) Co5 А5-∞ G(5) (источник 5).

Пасленовые

Розовые (Розоцветные, Шиповниковые)

Тыквенные (Тыквовые)

Яснотковые (Губоцветные)

Источник 3: ↑♂♀ Ca(5)Co(2/3) A4G(2) – душица обыкновенная (также указано в статье на «Википедии»)

Формула цветка семейств в таблице и фото

Для большего удобства мы собрали в отдельную таблицу формулы цветка самых популярных семейств и расположили в алфавитном порядке. В ней представлены все семейства, формула которых указывается в учебнике по биологии для 6 и 7 классов.

В таблице указываем формулу цветка из учебника по биологии и из «Википедии». Варианты из других источников не дублировали, чтобы облегчить восприятие.

Также таблица сделана изображением, чтобы фото можно было скачать при необходимости.

Астровые (Сложноцветные)Учебник биологии: ✽Ч Л(5)Т(5) П1 , ✽Ч(недоразвита) Л(5) Т(5) П1, ✽Ч5 Л(5) Т(5) П1(трубчатые) и ✽Ч5 Л(5)Т(5) П Википедия: ♂♀✽Ca(0,pappus) Co(5) A(5) G(2) + черта над двойкой
Бобовые (Мотыльковые)Учебник биологии: ↑Ч(5) Л1+2+(2) Т(9)+1 П1Википедия: ♂♀↑ Ca5 Co1+2+(2) A(9)+1 G1
Злаки (Злаковые, Мятликовые)Учебник биологии: ↑ О(2)+2 Т3 П1Википедия: ↑ P(2)+2 A3 G(2) or (3)
Зонтичные (Сельдерейные, Сельдереевые)Учебник биологии: Ч5 или 0 Л5 Т5 П2Википедия: ♂♀✽Ca(5-0) Co5 A5 G(2)- + черта над двойкой
Крестоцветные (Капустные)Учебник биологии: ✽Ч4 Л4 Т4+2 П1Википедия: ✽Ca 44 A2+4 G(2)
Лилейные (Лилиевые)Учебник биологии: ✽О3+3Т3+3 П1Википедия: ♂♀✽P3+3 A3+3 G1
ПасленовыеУчебник биологии и источник 6: ✽Ч(5) Л(5) Т5 П1 Википедия: ♂♀✽Ca(5)Co(5)A(5) G(2) (редко – слабо ↑)
Розовые (Розоцветные, Шиповниковые)Учебник биологии: ✽Ч5 Л5 Т П (шиповник), ✽Ч5 Л5 Т П1 (абрикос, вишня, слива), ✽Ч5+5 Л5 Т П (п/с Розовидные) , ✽Ч5 Л5 Т П1 или✽Ч5 Л5 Т П(5) (яблоня)Википедия: ♂♀✽K5 C5-0 A5-∞ G1-∞

Литература

«Учебник биологии», как правило: В.В.Пасечник / Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Биология: Бактерии. Грибы. Растения. 6 кл. – 4-е изд. Стереотип; М.: Дрофа, 2016 – 272с.

1. Борцова И.Ю., Худенко М.А. Ботаника: методические указания к учебной практике. — Красноярск: «Красноярский государственный аграрный университет», 2017. Электронное издание — 67 с. Ссылка: _http://www.kgau.ru/new/student/do/content/190.pdf .

2. Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Мулдашев А. А. Высшие растения: краткий курс систематики с основами науки о растительности: Учебник. — 2-е, перабот. — М.: Логос, 2002. — 256 с.

3. Барабанов Е. И., Зайчикова С.Г. Ботаника: учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издат. центр «Академия», 2006. — 448 с.

4. Криворотов С.Б., Сионова Н.А. Пособие по систематике Цветковых растений. Метод. пособие для самостоятельной работы студентов по направлению 110100.62 Агрохимия и агропочвоведение, 110400.62 Агрономия (защита растений) биологических факультетов университетов. — Краснодар: КубГАУ, 2012. — 42 с. _https://kubsau.ru/upload/iblock/dc6/dc6c6f8e18d0b4fc3a4ca7c9e8f1b052.pdf

5. Андреева И. И., Родман Л. С. Ботаника. — 3-е, перераб. и доп. — М.: Колос, 2005. — 528 с.

6. Макаренко Э.Н. Краткий курс ботаники для бакалавров. Учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 020400.62 «Биология» медицинского вуза./ Э.Н. Макаренко, М.В. Походенко, А.А. Хачатурова. – Ставрополь: Изд-во СтГМУ. – 2013. – 93 с. _http://stgmu.ru/userfiles/depts/biology_ecology/BOTANIKA_dlya_bakalavrov_ofis_10_i_pdf.pdf

7. Сербин А. Г. и др. Медицинская ботаника. Учеб. для студ. вузов. — Х.: Изд-во НФаУ: Золотые страницы, 2003. — С. 130. — 364 с.

  • Если у вас есть предложения или замечания – пишите в комментариях, мы постараемся помочь.

Авторы журнала «Праздник цветов» желают вам высоких оценок и успехов в учёбе!

Тесты по теме «Семейство Пасленовые»

Тесты по ботанике. 6 класс.

Тема «Класс Двудольные.

Задание. Выберите один правильный ответ:

1. Среди растений семейства пасленовые, обитающих в средней полосе не встречаются :

А) однолетние травы Б) многолетние травы

Б) полукустарники и кустарники Г) древесные формы растительности.

2. Формула цветка растений семейства пасленовые выглядит так:

А) Ч (5) Л (5) Т 5 П 1 Б) Ч 5 Л 5 Т 9 П ∞ В) Ч (5) Л 1+2+(2) Т (9)+1 П ∞ Г) Ч 5 Т 5 Т 5 П 1

3. Цветок растений семейства пасленовые:

А) правильный с двойным околоцветником

Б) неправильный с двойным околоцветником

В) правильный с простым околоцветником

Г) неправильный с простым околоцветником

4. Для такого растения семейства пасленовые, как душистый табак, характерно:

А) самоопыление Б) опыление ветром

В) опыление ночными насекомыми Г) опыление рукокрылыми (летучими мышами).

5. У большинства пасленовых плод:

А) стручок или стручочек Б) ягода или коробочка

В) боб или стручок Г) семянка или зерновка.

6. У томата листья:

А) простые цельные Б) простые сильнорассеченные

В) пальчатосложные Г) парноперистосложные.

7. Клубни картофеля:

А) подземные плоды

Б) видоизмененные корни

В) видоизмененные побеги

Г) специальные образования, появившиеся благодаря симбиозу с азотфиксирующими бактериями.

8. Плод картофеля называется:

А) коробочка Б) ягода В) клубень Г) корнеплод.

9. Среди растений семейства пасленовые не встречается:

А) пищевых культур Б) лекарственных растений

В) кормовых культур Г) ядовитых растений.

10. Среди перечисленных растений лекарственными не являются:

А) белена черная Б) дурман обыкновенный

В) красавка белладонна Г) петунья гибридная.

Ответы к тестам по ботанике. 6 класс.

Тема «Класс двудольные.

  • Черкашина Лариса АнемподистовнаНаписать 963 28.02.2017

Номер материала: ДБ-234086

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    28.02.2017 311
    28.02.2017 420
    28.02.2017 1294
    28.02.2017 2570
    28.02.2017 2794
    28.02.2017 645
    28.02.2017 1723

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Семейство Пасленовые

Общее описание

По международной классификации паслёновые растения относятся к классу Двудольные, отделу Цветковые. Семейство сформировало отдельный порядок – Паслёноцветные, к которому также относится семейство Вьюнковые.

Чаще всего это травянистые прямостоячие, вьющиеся или стелющиеся растения (картофель, мандрагора, паслён чёрный). Также встречаются кустарники и полукустарники (перец, паслён сладко-горький, дереза), реже – деревья. Вне зависимости от жизненной формы все Паслёновые имеют характерные признаки.

Некоторые представители семейства (белладонна, дурман, белена) содержат сильные алкалоиды, способные вызвать смерть человека. Зачастую ядовитыми являются все части растения.

Рис. 1. Цветки белладонны.

Морфология

Паслёновые – многолетние растения с простыми листьями и ароматными цветками с вытянутыми венчиками. Какой тип плода характерен для Паслёновых, зависит от вида растений. В таблице приведена общая характеристика побегов и корней представителей семейства.

Органы растения

Описание

Сочный, мясистый, часто покрыт волосками. Проявляется видоизменение подземного побега в виде клубней, образующихся на столонах (картофель)

Простые, лопастные, цельнокрайние или рассечённые. Расположение на стебле очерёдное. Прилистники отсутствуют. Часто покрыты волосками (томат)

Простое или сложное – одиночные цветки, завиток, кисть, метёлка, извилина

Обоеполый, с двойным околоцветником. Чашечка образована пятью сросшимися чашелистиками, а венчик – пятью сросшимися лепестками. Пестик окружают пять тычинок с пыльниками, зачастую образующими плотный конус. Формула цветка семейства Паслёновые – Ч(5)Л(5)Т(5)П(1), где чашечка состоит из пяти сросшихся чашелистиков – Ч(5), и венчик из пяти сросшихся лепестков – Л(5). Тычинок у них пять – Т(5), пестик один – П(1)

Ягода (картофель, баклажан, физалис) или коробочка (петуния, дурман, табак)

Стержневая, но при вегетативном размножении развивается мочковатая корневая система

Рис. 2. Коробочка петунии.

Значение в сельском хозяйстве

Паслёновые растения имеют большое значение для сельскохозяйственной и фармацевтической деятельности. Растения употребляют в пищу, выращивают для приготовления лекарственных и наркотических средств, в качестве декоративного украшения. Большинство потребляемых овощей относится к Паслёновым. По значимости для жизни человека паслёновые растения можно разделить на три группы.

  • Пищевые.

Рис. 3. Ампельная калибрахоа.

Капсикум, стручковый или овощной перец (болгарский, чили) относится к Паслёновым, а не к Перечным, как может показаться из названия. Представителем семейства Перечные является чёрный перец. Известно около 20 видов капсикума, отличающихся формой и вкусом.

Большинство представителей семейства Паслёновые содержат соланин – ядовитое вещество, неопасное для человека в небольших количествах. Соланин по химическому составу близок к стероидам. Большое количество вещества содержат недозрелые плоды (например, зелёные помидоры) и клубни. Зелёный цвет кожуры указывает на повышенное содержание соланина. Концентрация в клубнях увеличивается под действием ультрафиолетовых лучей. Именно поэтому картофель чистят и хранят в тёмном месте.

Что мы узнали?

Мы узнали об отличительных особенностях и строении растений семейства Паслёновых, а также об их роли в жизни человека. Узнали формулу цветка семейства Пасленовых, выяснили, какие растения являются ядовитыми, а какие – пригодны в пищу.

Урок 49. Класс двудольные. Семейство пасленовые. Общие признаки и многообразие растений семейства пасленовые

Тип урока — комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

— осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Предметные: знать — понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь — определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: продолжить формирование представления о много­образии цветковых растений; познакомить с отличительными признаками растений семейства пасленовые; научить составлять морфологическое описание растения, давать его систематическую характеристику; продолжить формирование навыка работы с на­туральными объектами, умения распознавать растения с опреде­лителем или определительными карточками.

Оборудование и материалы: таблица «Семейство пасленовые», гербарии растений семейства пасленовые, модель цветка карто­феля, коллекции и муляжи плодов, засушенные листья картофеля и томата, засушенные побеги декоративного физалиса с плодами, комнатные растения семейства пасленовые (перец, паслен), рас­сада петунии гибридной.

Ключевые слова и понятия: отдел покрытосеменные, класс дву­дольные, семейство пасленовые; правильный цветок, формула цветка, диаграмма цветка, способы опыления и распространения семян.

Вставьте пропущенные слова.

Бобовые — одно из самых многочисленных семейств цветковых ра­стений. К этому семейству растений относится около 17 000 . растений из почти 700 . .

Цветки растений семейства бобовые .. Это значит, что у них име­ется лишь одна ось симметрии. Околоцветник . . Чашечка состоит из . сросшихся чашелистиков, а . из . неоднородных лепестков.

Верхний лепесток обычно самый большой. Его называют . , или флагом. По бокам от него расположены два свободных лепестка помень­ше. Их называют . (иногда крыльями). Два нижних лепестка срослись верхушками и имеют вид . .

. обычно . , . из которых срастаются тычиночными нитями, обра­зуя тычиночную . , а одна остается свободной. Пестик один.

Формула цветка большинства растений семейства бобовые выгля­дит так: . Ч. Л. Т. П. .

Плод растений семейства бобовые — . .

Для всех представителей бобовых характерно наличие на корнях особых . , в которых селятся азотфиксирующие . . Они способны усваивать газообразный . из атмосферы и превращать его в соедине­ния, доступные для растений. Такое «сотрудничество» называется . .

Изучение нового материала

Сегодня мы познакомимся с семейством пасленовые. Оно не очень многочисленно. К нему относится около 2500 видов из 85 родов. Растения этого семейства распространены в основном

в тропических странах Нового Света, но встречаются и в умерен­ных областях обоих полушарий.

Жизненные формы пасленовых разнообразны. В умеренных широтах семейство представлено преимущественно травянисты­ми растениями, изредка попадаются полукустарники, еще реже — кустарники. В тропиках, особенно в Южной Америке, преоблада­ют лазающие кустарники, а также встречаются и деревья.

Цветки у растений этого семейства имеют одинаковое строе­ние и являются, как и у многих других растений, ключевым па­раметром при определении семейства.

Самостоятельная работа учащихся

Рассмотрите строение цветка картофеля (типичный предста­витель семейства пасленовые). (Учитель демонстрирует детям мо­дель цветка картофеля, а также таблицы с изображением цветков растений семейства пасленовые).

Попробуйте самостоятельно написать формулу цветка ра­стений семейства пасленовые. (Учащиеся выполняют за­дание в тетради. После чего один из них пишет формулу на доске.)

Формула цветка пасленовых выглядит так: *Ч(5)Л(5)Т5П1.

Прочитайте формулу цветка. (Правильный цветок с двойным околоцветником. Чашечка состоит из пяти сросшихся между собой чашелистиков, а венчик состоит из пяти сросшихся лепестков. Тычинок 5 (несросшихся), пестик один.)

Рассказ учителя с элементами беседы

У растений семейства пасленовые цветки часто бывают круп­ные, одиночные (душистый табак, петуния, дурман), но встречают­ся и более мелкие, собранные в соцветия (паслен, белена). Среди соцветий наиболее распространены кисть (паслен черный), зави­ток (белена черная), метелка.

Большинство растений этого семейства насекомоопыляемые.

Какие приспособления к опылению насекомыми мы можем выявить у этих растений? (Крупные цветки или более мелкие, но собранные в соцветия. Венчики цветков ярко окрашены.)

Цветки многих растений семейства пасленовых источают сильный аромат. Кроме того, они вырабатывают нектар, который и привлекает насекомых-опылителей. Но пасленовые опыляются не только пчелами, шмелями и т. д., но и, например, ночными бабочками-бражниками (петуния и душистый табак). У душистого табака есть особые приспособления для опыления именно этими насекомыми.

Как вы думаете, на какие хитрости могут пойти растения для привлечения ночных бабочек? (Ответы учащихся.)

Цветки этого растения распускаются обычно вечером и на­чинают источать сильный сладкий аромат, привлекающий бабо­чек. Кроме того, цветки душистого табака белого цвета, а значит, хорошо различимы в темноте и сумерках. Обратите внимание на цветок картофеля. Тычинки у этого цветка крупные и плотно прилегают к пестику.

Для чего может служить подобное приспособление, в чем заключается его биологическая роль? (Ответы учащихся.)

Такое расположение тычинок (вплотную к пестику) является приспособлением к самоопылению. Многие пасленовые склонны к самоопылению (картофель, томат). У некоторых растений, на­пример у картофеля, цветки часто раскрываются уже опыленными, т. е. опыление происходит внутри цветка, еще до того, как он расцветет. Ученые-селекционеры при выведении новых сортов картофеля вынуждены удалять тычинки из нераскрывшихся цвет­ков, чтобы избежать самоопыления. Для этого аккуратно раздви­гают лепестки нераскрывшегося венчика и удаляют пыльники тычинок, еще до того, как они созреют. В результате, когда цветок раскрывается, в нем нет тычинок, и ученые производят искус­ственное опыление той пыльцой, которая им нужна.

Но почему же тогда цветки все же раскрываются? (Учащие­ся высказывают свои предположения.)

Цветки распускаются в надежде, что произойдет повторное опыление, но уже перекрестное

Плод пасленовых сочный — ягода (паслен, томат, картофель) или сухой — коробочка (петуния, табак душистый). Семена ра­стений данного семейства с эндоспермом. Листья у большинства простые, без прилистников, расположены на стебле очередно. Ли­стовая пластинка может быть как цельной (паслен сладко-горький, дурман, белена), так и рассеченной (картофель, томат). Но цель­ная листовая пластинка встречается чаще. В основном все части растений покрыты железистыми волосками, иногда способными выделять неприятный запах. У некоторых растений семейства (например, картофеля) имеются видоизмененные побегиклубни.

Вспомните, какова функция клубней картофеля. (В них запасаются питательные вещества, в основном крахмал.)

Докажите, что клубни картофеля не корни, а видоизме­ненные побеги. (Примерный ответ. На клубнях находятся почки, которые образуются только на побегах и не могут образовываться на корнях растений. Рядом с почками виден листовой рубец. Листья могут быть исключительно на стеб­ле, а не на корне. Кроме того, имеются общие черты во внут­реннем строении клубня картофеля и стеблей растений.)

Среди растений этого семейства много пищевых культур, а так­же много ядовитых растений и растений, богатых алкалоидами. Наиболее важными родами семейства являются: табак, дурман, белена, паслен и др.

Отдел покрытосеменные. Семейство пасленовых. Признаки семейства

Отдел покрытосеменные. Семейство пасленовых. Многообразие растений семейства пасленовых

Читать еще:  Комнатный цветок эухарис уход и пересадка
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector